Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца в г. Чайковском.

Антипасха

В первое воскресенье после Пасхи  — Православная церковь отмечает Антипасху, или Фомино воскресенье.

Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи», или «противоположный Пасхе» — это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Почему Антипасху называют Фоминым воскресеньем?

Этот день называют Фоминой неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Богослужение в этот день связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое случилось вечером на Пасху — тогда Христа видели только десять апостолов, среди которых не было Фомы.

А второе — «после восьми дней» (после Пасхи) одиннадцати апостолам. Тогда среди них был и Фома. Однако прежде он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Своим явлением апостолу Фоме Воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную, пригвождённую ко кресту и даже по Воскресении сохранившую нанесённые раны.

Фома, увидев Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» — и эти его слова означают не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Него как в Бога.

Часто люди требуют логических, осязаемых доказательств христианской веры, природе человеческой свойственно желание быть уверенным, получив доказательства. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».  Если Фома, знавший Иисуса, не поверил Апостолам, пока сам не увидел, то много ли теперь тех, кто верит, не видев ни Иисуса, ни Апостолов, а уверовав по Евангелию? Потому и блаженны не видевшие и уверовавшие.

Народное название Фомина воскресенья — «Красная горка».

Языческий праздник между весенним равноденствием и летним солнцестоянием был посвящён Яриле — ярой, рождающей силе, и в его дни были приняты особые игрища — ярилки — с соответствующей, посвящённой культу плодородия атрибутикой, а также бракосочетания. К этому празднеству пекли караваи и пироги, готовили праздничную яичницу. Все блюда должны были быть круглыми — как символ солнца, круга жизни и начала нового.

Христианство адаптировало народные календари, и Красная горка поместилась в первое воскресенье после Пасхи.

Не известно в точности, откуда пошло название «Красная горка»: одни утверждают, что от обычая в этот день красиво — «красно» — наряжаться; другие производят это название от подсохших и прогретых пригорков, где собирается и веселится молодёжь, третьи — от обычая и на этот день, в Антипасху, красить яйца.

maxresdefault

Перейти к верхней панели